Новшества речного и морского транспорта. Доставка грузов в Петропавловск-Камчатский.
Одно из последних сообщений, имеющих отношение к нашей теме: английский ученый из Мариинского колледжа в Лондоне сконструировал установку, заменяющую гребной винт. Новая установка намного экономичнее винта. Она состоит из 50 лопастей, закрепленных на перемещаемой ленте. При движении лопасти толкают судно вперед. Новая установка значительно сокращает время остановки судна и может применяться на судах различных типов.
Предложен подводный парашют, позволяющий резко уменьшить путь, необходимый для погашения инерции судна при торможении. Ученые рекомендовали применять бульбообразную наделку в носовой части, что на первый взгляд могло создать лишь помеху движению судна. Но расчеты и практика показали, бульб дает снижение сопротивления воды, позволяет увеличить скорость хода и расширить район плавания. Сейчас это устройство широко используется на судах.
В 50-х годах появились работы, в которых рассматривалась математическая модель поведения судна при его движении навстречу волне. При этом отмечалось, что любое судно с обычными обводами при движении против волны испытывает значительную вертикальную и килевую качку, а при высокой скорости хода оно подвержено слемингу — ударам носа о волну и заливаемо- сти водой.
Теоретически было доказано, что повышение мореходности может быть достигнуто, если уменьшить площадь действующей ватерлинии при сохранении водоизмещения судна. А каким образом можно осуществить решение этой проблемы? Ученые пришли к выводу: следует спроектировать корпус судна в подводной части длиннее и шире, чем в районе действующей ватерлинии.
На практике эта рекомендация была осуществлена следующим образом. Конструкторы спроектировали крупномасштабную модель катамарана с малой площадью действующей ватерлинии.
У модели имелось два полых веретенообразных поплавка, которые были полностью погружены в воду. К этим поплавкам на обтекаемых стойках крепилась платформа-корпус, на которой размещался оператор, управлявший двумя подвесными моторами. Некоторое представление о модели дают ее размеры: наибольшая длина погруженной части 6,1 м, длина по ватерлинии — 4,87 м, наибольшая ширина — 2,44 м. Водоизмещение модели при осадке 0,61 м составляло 1180 кг. Модель неоднократно испытывалась на волнении и показала хорошие мореходные качества.
Расчеты и испытания позволили в 1973 г. американским судостроителям построить экспериментальное судно водоизмещением 190 т. Оно обладает следующими размерами: наибольшая длина — 27,2 м, наибольшая ширина — 14 м, высота всего сооружения — 9,75 м. Подводные корпуса судна имеют диаметр 1,98 м, обладая при этом формой, похожей на форму торпеды, в кормовой части корпусов располагаются движители. Судно берет на борт 25 т груза, около 19 т топлива и при скорости 25 узлов может совершать плавание.